17:57 Свет и тона |
Тон - это отношение одной части или детали изображения к другой части с учётом освещённости или затенённости этих частей и деталей.
Часто мы настолько захвачены цветом, что забываем: без тона он теряет смысл. Изображение с правильными тонами будет понятно, даже если цвет будет неправилен. Обратное не обязательно верно. Периодически преобразуйте свою цветную картинку в чёрно-белую. Она все ещё работает визуально? Без цвета вы будете весьма ясно видеть проблемные области с недоработанными тонами. Осторожное использование тона поможет создавать волнующие, значимые и легко воспринимаемые изображения. Его неправильное применение развалит картину и запутает зрителя. Правила использования тона одни и те же для традиционной и цифровой живописи. Имеется три способа применения тона: предметно-изобразительный, выразительный и декоративный. Самый распространённый способ - предметно-изобразительный. Мы видим форму объекта благодаря тому, что на него падает свет. Это просто свет и тени. Есть только два вида теней: собственная тень объекта и падающая от него тень. Собственные тени являются самыми полезными для художника, потому что они формируют светлые и тёмные стороны объектов. Всё видимое имеет освещённые и не освещённые части. Переход от света до тени может быть постепенным на изогнутых или резким на угловатых поверхностях. Вообще, чем плавней изгиб формы, тем мягче собственная тень. С падающей тенью всё довольно просто. Если что-нибудь появится между объектом и источником света, то оно отбросит тень на этот объект. Каждая тень дает нам визуальные подсказки, помогающие распознать объект на который мы смотрим. Разделительная линия между освещённой и теневой частями объекта может хорошо показать насколько он удалён от света. Аналогично, чем меньше тень, тем дальше источник света. Падающие тени обычно очень резкие и чёткие когда источник света близко к объекту и постепенно смягчаются по мере его удаления. Размер и форма тени зависят от множества условий, включая размер объекта и расстояние до источника света. Поэтому падающие тени нельзя назвать хорошими индикаторами формы, но они могут быть очень полезными в предоставлении сведений об окружающей среде. Например, они могут показать как далеко объект расположен от другого объекта или фона. Посмотрите на иллюстрацию. Можно точно определить какой шар ближе к стене и даже какой из них больше. Падающая тень также может показать положение объекта по отношению к зрителю. Она может предоставить важные сведения об объекте даже когда он за пределами видимости. Вы можете легко предположить кое-что об объекте, включая его положение и намерение. Второе использование тона - выразительное. В вашей работе преобладает свет или тьма? Тёмным картинам больше соответствуют чувства наподобие опасности или печали. С другой стороны, светлым картинам более соответствует выражение противоположных типов чувств. Итак, что можно сделать, чтобы использовать тона с максимальной пользой, чтобы создать легкую для восприятия и работающую визуально, "живую" картину? Эта глава предлагает несколько советов. Приближение и удаление Прежде всего, светлое кажется ближе, а тёмное дальше. Расположение центра внимания Центр внимания всегда будет на свету или на светлой части тёмной области. Обобщение Разобрав по тону всю вашу картину, вы сформируете её основу, и тем самым придадите изображению целостность и структурированность, как показано на иллюстрации 7.13. Заметьте, что левая сторона изображения выглядит бессвязной из-за беспорядочно размещённых элементов, а правая сторона имеет некоторую основательность, потому что элементы соединяются и формируют участки тона. Выражение настроения В зависимости от настроения, чувств, которые вы пытаетесь выразить, на картине может преобладать тень или свет. Избегайте чрезмерного равновесия между светом и тенью. Понимание правильного баланса тонов. Чрезмерный баланс делает изображение скучным. Если возникают сложности с определением количества тени и света на картине, то поможет это общеприменимое правило: 60 процентов средних тонов, 25 процентов светлых или тёмных и остающиеся 15 процентов противоположных им. Наличие полного тонового диапазона Если на вашей картине преобладает свет, то удостоверьтесь, что на ней присутствуют и очень тёмные области. Широкий диапазон тонов поможет добавить выразительность и контраст, которые столь необходимы в изобразительном искусстве. Использование контрастов При увеличении контраста тонов контрасты цветов уменьшаются. Использование насыщенных цветов Самые насыщенные цвета обычно на границе разделяющей свет и тень, как показано на иллюстрации. На синюю сферу падает яркий свет. Заметьте, что части сферы на свету стремятся к белому, а в тени к чёрному. Единственная область, где вы видите истинный и яркий цвет сферы, находится на границе между светом и тенью. Использование градаций света По мере удаления объекта от источника света, свет на нём теряет интенсивность. Привлечение внимания к фокусной точке По возможности, используйте самые сильные изменения тонов в наиболее важном центре внимания. Постепенно уменьшайте изменения по мере удаления от этого центра. Использование резких изменений Сохраняйте в центрах внимания самые резкие изменения между тонами. Переходы Делайте мягкими переходы между цветами одинакового тона, если вам не нужен эффект вырезанности, как в мультфильмах. Использование теней Тёплому свету соответствуют холодные тени; холодному свету соответствуют тёплые тени. Удостоверьтесь, что тени объекта соответствуют ему. Например, тень на светлом объекте будет светлее, чем на тёмном. Использование рефлексов Не позволяйте рефлексам создавать визуальные дыры в тенях. Если не нужен какой-то специальный эффект, рефлексы должны исчезнуть, когда вы посмотрите на вашу работу прищурившись. Используйте обратную перемену Удостоверьтесь, что светлые области в тенях темнее, чем тёмные области на свету. Середина светлой области будет выглядеть тёмной и наоборот. Обратная перемена - одновременный контраст в действии - когда средний тон, видимый и на светлом, и на тёмном фоне кажется светлее на тёмном и темнее на светлом. Если вы будете помнить и применять следующие правила, то качество ваших работ улучшится: • Тона взаимосвязаны. • Форму рождают тона. • Нет ничего важнее тонов при создании картин. • На изображениях есть две основных области тонов: освещённые участки (свет) и не освещённые участки (тень). • Середина светотени - удобный способ связать вместе свет и тень и поможет создавать картины, которые ближе к тому, что мы видим. Вообразите, что середина светотени - это всё, что не очень светлое и не очень тёмное. Начиная картину, попробуйте сделать тоновую основу, используя только три тона. Общая схема распределения тонов такова: 60 процентов средних тонов, 25 процентов светлых или тёмных и остающиеся 15 процентов противоположных. Чем сложнее изображение, тем проще должна быть структура тонов. • Локальный тон - истинная светлота или темнота объекта. • Атмосферный тон - это различия тонов одинаковых по тону объектов в зависимости от расстояния до зрителя. • Тон при боковом освещении - это когда освещённый под углом объект становится светлее или темнее. • Одновременный контраст - это когда локальный тон объекта меняется на противоположный, когда рассматривается в сочетании с окружающими тонами. • Светлое изображение называют высоким ключом, а тёмное изображение называют низким ключом. • Художники имеют привычку изображать объекты слишком тёмными. Легче сделать тона темнее, чем светлее. Если вы не уверены, тёмный это или средний тон, сделайте его средним. Если не уверены, светлый это или средний тон, делайте его светлым. • Работа простыми тонами. Ограничьте себя тремя тонами, когда планируете композицию. Это поможет вам строить и организовывать ваше изображение, не отвлекаясь на незначительные детали. • Придерживайтесь изначально намеченных тонов. Нет никакого ограничения количеству деталей, которые могут быть в пределах формы, если её тона верны в пределах композиции. • Детали всегда подчинены основному тону композиции. Они обычно не существенны. • Создавайте в центре внимания самый высокий контраст между тонами. • Тоновые переходы - хороший метод объединения картины. • Обобщите света или тени. • Используйте светотень для упрощения светлых и тёмных участков. Светотень можно определить как метод использования света и тени в иллюстрации или согласовании светлых и тёмных элементов в произведении изобразительного искусства. • Тона на объектах постепенно затемняются и становятся менее контрастными, по мере удаления от источника света. • Тона освещённых областей никогда не должны быть столь же темны как самые светлые области тени и наоборот. • В то время как контрастность тона увеличивается, контрастность цвета уменьшается. Самые яркие цвета на ваших картинах находятся на полутонах. • Самые яркие цвета на объекте находятся на границе между светом и тенью. Достаточно теории. Вот некоторые советы, которые помогут вам использовать цвета более эффективно, занимаясь живописью: Не используйте цвета в полную силу повсюду на картине. Зарезервируйте самые интенсивные цвета для центров внимания. Цвет, используемый в полную силу по всей картине, смутит зрителя. Решите, на какую аудиторию рассчитана ваша картина и выбирайте цвета соответственно. Знайте о предпочтениях людей определённого пола, возраста и образования. Различные цветовые системы требуют разных подходов. Если вы используете систему цветов, в которой преобладает один цвет или набор цветов, удостоверьтесь, что где-то вы также используете дополнительный цвет. (Около центра внимания хорошо.) Если имеются большие области одного сплошного цвета, нарушьте его использованием 'шума'. Большие пространства плоских цветов визуально скучны. Установите вашу систему цветов и придерживайтесь её. Установленная система цветов поможет вам удерживаться от зацикливания на деталях отдельных элементов и искажения цветовой гармонии. Удостоверьтесь, что цвета выглядят яркими. Чтобы сделать цвет ярче, поместите рядом дополнительный цвет. Используйте с выгодой особенность цвета приближаться или удаляться. Тёплые цвета ближе, холодные дальше. Избегайте цветов, которые трудно воспринимать. Чистого синего цвета нужно избегать для текста, тонких линий и мелких форм. Также избегайте близких цветов, которые отличаются только количеством синего. Избегайте красного и зелёного на краях больших изображений. Четыре главных особенности цвета относительны. Цвета изменяются в соответствии с окружением и освещением. Солнечный свет Имитация солнечного света почти всегда присутствует в 3D программах. Когда вы пробуете имитировать прямой солнечный свет в сценах, помните, что он должен быть очень интенсивным. Тени при этом резкие, высококонтрастные. Прямой солнечный свет может меняться от белого до оранжевого в зависимости от времени дня. Не прямой солнечный свет, типа того, что виден в пасмурный день, может иметь почти любой цветной оттенок и будет бросать очень слабые и мягкие тени или теней не будет вовсе. Окружающий свет Окружающий свет обычно не имеет конкретного источника. Скорее он освещает объект, наполняя окружающую среду. Ясные, солнечные дни, возможно, не имеют такого большого количества окружающего освещения как туманные дни. Настройки окружающего света по умолчанию в большинстве программ обычно слишком высокие. Возьмите за главное правило держать их относительно близко для всех объектов в вашей сцене. Если вы находите, что тени в вашем произведении чересчур тёмные и резкие, попробуйте увеличить настройки. Это может казаться очевидным, но тем не менее, вы должны серьёзно озаботится выбором цвета освещения. Он может усилить или разрушить нужный вам эффект. Нужно знать также о том, как повлияет цвет света на подобные и противоположные ему цвета объектов. Красный свет полностью смоет и сведёт на нет всё красное, превратив его в белое. В то же самое время красный свет превратит зелёный цвет в черный. Используйте цветной свет там, где необходимо, специально для акцентов, но не злоупотребляйте. |
|
Всего комментариев: 0 | |