Блог

Главная » 2019 » Декабрь » 19 » Фото в живописи
01:55
Фото в живописи
Существует популярное мнение: если живописец использует фотографию, «срисовывает» с неё - он поступает нечестно. Жульничает. Может он вообще и рисовать-то не очень умеет, если ему нужны «костыли» в виде фотографии и недостаточно натуры самой по себе.
По-настоящему всё дело, конечно, в нюансах. Начинающему художнику, наверное, действительно не стоит злоупотреблять обращением к фотографии. Фотография – это плоскость, а наш мир трёхмерен. Как бы фотография ни была бесстрастна и объективна, всё равно перевод трёхмерного в двумерное – это преобразование, искажение. И, делая первые шаги в профессии живописца, приучая руку следовать за зрением, лучше сначала полагаться на собственные глаза, не призывая в помощники объектив, который видит несколько по-другому.
Если же к фотографии обращается профессиональный художник, чья рука уверена, а взгляд воспитан обширной практикой, он, во всяком случае, должен хорошо понимать – почему и зачем он к ней обращается, что именно он у неё возьмёт и насколько результат его работы будет зависим (или независим) от фотографического прототипа.

История использования фотографии живописцами начинается с момента появления фотографии. Собственно и появилась она из инструмента для художников: camera obscura – это оптическое приспособление, которое позволяло легко перевести на бумагу то, что находится перед глазами. В девятнадцатом веке некоторые фотографы зарабатывали съемкой натурщиков в академических позах, продавая снимки художникам, чтобы они использовали их вместо живой модели. Многие отмечали, что в век технического прогресса вовсе не нужно утомлять себя и модель долгими сеансами позирования. Одним из первых случаев использования фотографии художником является знаменитое предприятие Дэвида Октавиуса Хилла и Роберта Адамсона. Хиллу нужно было написать групповой портрет, поместив в нём 470 персонажей. Не испугавшись столь грандиозной задачи, он призвал на помощь новую технологию: с помощью Адамсона сфотографировал их всех, прежде, чем писать картину. Картина вышла сомнительной, но фотографии, сделанные живописцем и его помощником, были настолько выразительны, изящны и легки, что Хилл вошел в историю как выдающийся фотограф, а не как живописец, чего он, вероятнее всего, не ожидал.
Взаимовлияния фотографии и живописи – это сложная и интересная тема. В середине девятнадцатого века в живописных портретах начинает часто встречаться новая поза: модель сидит или стоит, в задумчивости подперев голову рукой. Эта поза пришла из студийной съемки – там она была обусловлена не столько поэтическим замыслом, сколько суровой необходимостью – клиенту трудно было держать голову абсолютно неподвижно в течение нескольких десятков секунд.
Контрастные противопоставления светлых и тёмных участков, странные «срезы» не попавших «в кадр» объектов, полустёртые, размытые силуэты людей, деревьев на ветру и повозок, находящихся в движении, резкие перспективные сокращения и особенно – непривычное, незаконченное движение, фигуры в странных, неуклюжих позициях – все эти новшества, которые стали появляться в живописи второй половины девятнадцатого века благодаря импрессионистам и их современникам – это тоже во многом влияние фотографии. Кто-то из живописцев использовал фотографию открыто и даже советовал своим ученикам обращаться к ней, как к хорошему подспорью в работе, кто-то, наоборот, не афишировал свои фотографические источники. Кому-то фотография была другом, кому-то врагом, один не видел в её использовании ничего плохого, другой же считал, что она ведёт художника к катастрофе. Как бы там ни было, история живописи после появления фотографии уже не может рассматриваться отдельно от неё – неважно, обращался ли к ней художник, как к эскизу или же просто смотрел на снимки в чужих альбомах или на выставках. В живопись из фотографии попадали не только мелочи вроде задумчивой позы, но и гораздо более серьёзные, не сразу распознаваемые вещи. Фотография приучала видеть реальность фрагментарно, показывать её в мимолётных мгновениях, а не конструировать многомерные миры, в которых в символической форме зашифрованы целые философские системы. Фотография изменила визуальное восприятие. Искусство после фотографии стало другим. Разумеется, нельзя объяснить влиянием фотографии всё, что происходило в искусстве, но она играла здесь отнюдь не последнюю роль.
Категория: Арт-блог | Просмотров: 68 | Добавил: Klabiama | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Оставьте свой комментарий

avatar

Поиск

Меню сайта

Профиль

Автостопщик



Здравствуйте, Гость. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы получить доступ к дополнительным разделам и функциям.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Союз на